Человек умирает… Что мы можем для него сделать?
«Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров). — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние. «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».
Предсмертное Причащение может совершаться в любое время и без соблюдения условий, необходимых для здоровых (пост, молитвы и т. д.), по чину Причащения больных. Причащение может соединяться с Елеосвящением, или Соборованием — Таинством, во время которого человеку прощаются невольные его грехи, совершенные по незнанию, и грехи забытые (Но не утаенные сознательно!). После Причастия священник читает у постели умирающего (при явных признаках приближающейся смерти) так называемую отходную молитву: Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господней при разлучении души от тела всякаго правовернаго. Этот канон читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати.
2. Как быть, если пригласить к умирающему священника невозможно?
Если в силу каких-то обстоятельств (нет поблизости храма, не найти священника и пр.) нет возможности исповедать и причастить умирающего, не следует слишком драматизировать ситуацию. Если умирающий еще в сознании, пусть он от всего сердца покается Богу в содеянных грехах, «вольных и невольных», и предаст себя милосердию Божию. Известны и случаи предсмертной исповеди родным. И такое покаяние может быть действительным «в очах Господних».
Очень хорошо, если родственники смогут сами прочитать Канон молебный ко Господу и Пречистей Богородице. Опустив начальный возглас священника: Благословен Бог, мирянин начинает чтение со слов: Молитвами святых отец наших…, затем следуют Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш и далее по молитвослову. Чтение следует начинать при первых же признаках надвигающейся кончины. При чтении Канона возжигаются свеча и лампадка перед домашней иконой.
3. Когда на наших глазах мучительно умирает близкий нам человек, имеем ли мы право просить Бога ускорить его кончину?
Да, имеем. Само собой разумеется, речь идет о той ситуации, когда человек испытывает тяжкие предсмертные муки и никак не может умереть, и нами руководит исключительно сострадание, не омраченное чем-либо суетным и привходящим. Хорошо, если над умирающим помолится священник, если же это невозможно, вполне допустимо, чтобы молитвы над ним прочитал кто-то из близких, разумеется, с соответствующим опущением молитв, предназначаемых для чтения только от священника («иерея», как он именуется в Требниках).
Для таких случаев у Церкви есть Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (и умереть не может). Канон читается над умирающим родными и близкими, чтобы облегчить душе выход из тела. В момент разлучения души с телом человеку страшно, тягостно, и душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви Небесной и земной, призывает вся земные концы совоздохнуть и соплакать. Чин этот довольно длинный, и если кому-то покажется тяжело его прочесть, можно ограничиться заключительными молитвами: Молитва о души судимей и Молитва иная, о долгостраждущем умрети.
Все эти молитвы можно найти в «Полном молитвослове для мирян на всякую потребу», который должен быть в домашней библиотечке православного христианина[1].
4. Что делать тотчас по смерти близкого?
Как только человек умер, священник, напутствовавший его, начинает читать Последование по исходе души от тела. Если при кончине христианина священник не присутствовал, надо немедленно его позвать или хотя бы сообщить о случившемся, чтобы он сразу же мог начать чтение Последования. Если же и такой возможности нет, этот чин вполне может прочесть у постели усопшего близкого и мирянин (опуская, разумеется, возгласы и молитвы, которые надлежит читать священнику.
Постарайтесь, чтобы тотчас же по окончании молитв на исход души и вплоть до отпевания при гробе усопшего читалась Псалтирь. Если навыка чтения Псалтири нет, прочтите Псалом 118, это под силу каждому; или Канон об усопшем, читаемый мирянином, или, наконец, Молитву о всяком усопшем. Главное — не оставить новопреставленного без молитвы.
Подайте на сорокоуст (ежедневное поминовение на Божественной литургии в течение сорока дней), закажите панихиду в храме. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям.
5. Многие думают, что сорокоуст можно заказывать не раньше, чем через три дня по смерти, или только после отпевания. Так ли это?
Сорокоуст должен начаться как можно раньше, когда душе особенно нужна молитвенная помощь. Она и всегда необходима, а особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям, но более же всего — в первые три дня. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
6. Свечница в храме отказалась принять прошение о сорокоусте по усопшем — крещеном, но неверующем и невоцерковленном, сказав, что о таком человеке нельзя подавать на сорокоуст и можно лишь заказать чтение о нем Псалтири. Права ли она?
К сожалению, мы имеем здесь дело с той печальной ситуацией, когда свечница берет на себя функции Высшего судии. На сорокоуст можно подать о любом крещеном человеке, если только он не ушел из жизни самовольно или не был отъявленным богохульником, то есть грешен смертным грехом — хулой на Духа Святаго. Во всех остальных случаях следует положиться на милосердие Господне. «Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда, — говорит святитель Феофан Затворник. — Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие».
7. Для чего над усопшим читают Псалтирь?
Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных читать Псалтирь.
Слово Божие проникает в самую глубину души человеческой. Потому чтение его всегда плодотворно, как для тех, за кого и ради кого оно читается, так для самих читающих. С одной стороны, оно является сильнейшей помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в эти дни, по учению Православной Церкви, проходит страшные мытарства. С другой стороны, оно может служить столь же сильным утешением для живых, скорбящих о разлуке с дорогим усопшим, о своем сиротстве. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, иноков в монастырях или благочестивых мирян, имеющих подобный навык, — читать Псалтирь в память усопших. И очень хорошо присоединить к этому подачу милостыни за поминаемых.
8. Могут ли читать Псалтирь сами поминающие?
И могут, и даже должны. Недавно у одной женщины умер муж. Он упал бездыханным на землю, едва выйдя из дома. По счастью, жене сразу же сообщили о случившемся. Вызвали «скорую», и, пока она ехала, эта женщина стояла около мужа на коленях и читала Псалтирь... Она знала, что душа его слышит.
«Для поминаемых, — пишет святитель Афанасий (Сахаров), — это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о любви и усердии к ним их живых собратий, которые сами, ЛИЧНО хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят как жертва за поминаемых. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая это доброе дело другим и сами чаще всего даже не присутствуя при нем».
Это до революции, когда было много неграмотных, Псалтирь чаще всего заказывали, а сейчас лучше почитать ее самим, хотя бы и на русском языке, если церковнославянский текст недоступен.
«Но наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».
9. В чем заключается особый смысл псалма 90-го?
Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»):
«Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31), — отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.
И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно. Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».
ПОСЛЕДНИЕ ПОЧЕСТИ
10. Почему телу умершего христианина необходимо отдавать всяческие почести? Ведь, казалось бы, это только бесчувственный труп?
В последних почестях, и особенно в обряжении покойника, когда его представляют в благоприличном виде, заключен глубокий символический смысл, имеющий корни в Евангелии, в особенности в повествованиях о погребении многострадального тела Спасителя Христа (Мф. 27, 59-60; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53; Ин. 19, 40). Эти труды сострадания сопряжены с душевными потребностями человека и отражают древнюю церковную традицию.
Церковь приняла на себя заботы о покойных не только потому, что любит человека, чтит тело человеческое и уважает его освященность (именно по причине этой освященности Церковь всегда была против кремирования), но и потому, что Пречистое тело Господа приняло такие почести от двух достойных и благочестивых мужей — Иосифа и Никодима.
Так, св. Епифаний, епископ Кипрский, обращаясь в одном из своих Слов к праведному Иосифу Аримафейскому, который вместе с Никодимом удостоился чести совершить погребение тела Христова, говорит:
«Разве не трепетал ты, прикасаясь к Тому, перед Кем трепещут даже Херувимы, держащие Его на своих руках? И с каким же страхом ты вообще осмелился снять льняные пелены с этого Божественного тела? Не опускал ли благоговейно глаз? Не трепетал ли, взирая на открывшееся тебе естество тела Божия, которое превыше всякого естества? Скажи мне, о Иосиф, как погребал ты Того Покойника, обратив к востоку лицо Его, Того, Кто Сам есть Восток Востоков? Не закрыл ли своими перстами очи Иисуса, Который Пречистыми перстами Своими отверз зрение слепцу? Не сомкнул ли уста Тому, Кто отверз уста глухонемому? Не скрестил ли ты руки Тому, Кто исцелял отнявшиеся руки? И сложил ли ты, как принято при погребении, ноги Того, Кто даровал недвижным ногам способность ходить? Не возлил ли ты миро на Того, Кто Сам есть небесное Миро и Кто излил Себя и освятил мир? Не омыл ли ты водою тело Господа, Который всех омыл и всем даровал очищение? И какие же свечи возжег ты Тому, Кто есть Свет Истинный, просвещающий всякого человека? И, наконец, какие же погребальные гимны были воспеты Тому, Кто непрестанно воспеваем всем ангельским сонмом?».
11. Известно ли, как заботились об усопших ранние христиане?
Последние заботы о покойных с самого начала считались у христиан столь святым делом, что они стремились печься даже об умерших от заразных болезней. Вот что пишет историк Евсевий Кесарийский: «Они (т. е. христиане) принимали тела святых на распростертые руки и прижимали их к груди, отерев глаза и закрыв рот, несли на своих плечах и не могли от них оторваться, обнимая; омыв, заворачивали в красивые покровы, а вскоре им уделяли те же заботы: оставшиеся в живых всегда следовали за теми, кто скончался до них».
В этом же духе выдержано письмо святителя Василия Великого правителю Севастии. В Севастии скончался некий воин, и его родственникам сообщено было об этом в Александрию, с тем чтобы они приехали и перевезли его туда для погребения. Святитель одобряет предстоящее верующим далекое и опасное путешествие, полагая эти действия правильными и необходимыми. Поэтому он ходатайствует перед правителем, чтобы перенесение тела в Александрию было совершено за счет «общественного иждивения».
«Приближается давно притрепетно ожидавшийся час, — пишет в своей замечательной книге «О поминовении усопших по Уставу Православной Церкви» святитель Афанасий (Сахаров). — Бедственные и малые дни, год от года понемногу сокращаясь, уже исчезают, подобно каплям дождевым. Церковь, имевшая попечение о каждом православном с момента его рождения, не может оставить его и в этот последний страшный час». Церковные правила особо обязывают священников делать все возможное для того, чтобы умирающий не остался без предсмертного напутствия Святыми Дарами. Единственное требование — он должен находиться в сознании, чтобы принести Господу последнее покаяние. «Приходит игумен, — читаем в старинном Требнике, — к мирскому же отец его духовный, и вопрошает, аще есть кое слово, или дело забвения ради, или студа, или кая злоба к коему брату неисповедана, или непрощена есть, вся должен есть изыскивати и вопрошати по единому умирающаго».
Предсмертное Причащение может совершаться в любое время и без соблюдения условий, необходимых для здоровых (пост, молитвы и т. д.), по чину Причащения больных. Причащение может соединяться с Елеосвящением, или Соборованием — Таинством, во время которого человеку прощаются невольные его грехи, совершенные по незнанию, и грехи забытые (Но не утаенные сознательно!). После Причастия священник читает у постели умирающего (при явных признаках приближающейся смерти) так называемую отходную молитву: Канон молебный ко Господу Богу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице, Матери Господней при разлучении души от тела всякаго правовернаго. Этот канон читается от лица человека, с душею разлучающагося и не могущаго глаголати.
2. Как быть, если пригласить к умирающему священника невозможно?
Если в силу каких-то обстоятельств (нет поблизости храма, не найти священника и пр.) нет возможности исповедать и причастить умирающего, не следует слишком драматизировать ситуацию. Если умирающий еще в сознании, пусть он от всего сердца покается Богу в содеянных грехах, «вольных и невольных», и предаст себя милосердию Божию. Известны и случаи предсмертной исповеди родным. И такое покаяние может быть действительным «в очах Господних».
Очень хорошо, если родственники смогут сами прочитать Канон молебный ко Господу и Пречистей Богородице. Опустив начальный возглас священника: Благословен Бог, мирянин начинает чтение со слов: Молитвами святых отец наших…, затем следуют Трисвятое, Пресвятая Троице, Отче наш и далее по молитвослову. Чтение следует начинать при первых же признаках надвигающейся кончины. При чтении Канона возжигаются свеча и лампадка перед домашней иконой.
3. Когда на наших глазах мучительно умирает близкий нам человек, имеем ли мы право просить Бога ускорить его кончину?
Да, имеем. Само собой разумеется, речь идет о той ситуации, когда человек испытывает тяжкие предсмертные муки и никак не может умереть, и нами руководит исключительно сострадание, не омраченное чем-либо суетным и привходящим. Хорошо, если над умирающим помолится священник, если же это невозможно, вполне допустимо, чтобы молитвы над ним прочитал кто-то из близких, разумеется, с соответствующим опущением молитв, предназначаемых для чтения только от священника («иерея», как он именуется в Требниках).
Для таких случаев у Церкви есть Канон, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет (и умереть не может). Канон читается над умирающим родными и близкими, чтобы облегчить душе выход из тела. В момент разлучения души с телом человеку страшно, тягостно, и душа долго страждущего молитвенно ищет помощи у всей Церкви Небесной и земной, призывает вся земные концы совоздохнуть и соплакать. Чин этот довольно длинный, и если кому-то покажется тяжело его прочесть, можно ограничиться заключительными молитвами: Молитва о души судимей и Молитва иная, о долгостраждущем умрети.
Все эти молитвы можно найти в «Полном молитвослове для мирян на всякую потребу», который должен быть в домашней библиотечке православного христианина[1].
4. Что делать тотчас по смерти близкого?
Как только человек умер, священник, напутствовавший его, начинает читать Последование по исходе души от тела. Если при кончине христианина священник не присутствовал, надо немедленно его позвать или хотя бы сообщить о случившемся, чтобы он сразу же мог начать чтение Последования. Если же и такой возможности нет, этот чин вполне может прочесть у постели усопшего близкого и мирянин (опуская, разумеется, возгласы и молитвы, которые надлежит читать священнику.
Постарайтесь, чтобы тотчас же по окончании молитв на исход души и вплоть до отпевания при гробе усопшего читалась Псалтирь. Если навыка чтения Псалтири нет, прочтите Псалом 118, это под силу каждому; или Канон об усопшем, читаемый мирянином, или, наконец, Молитву о всяком усопшем. Главное — не оставить новопреставленного без молитвы.
Подайте на сорокоуст (ежедневное поминовение на Божественной литургии в течение сорока дней), закажите панихиду в храме. Хорошо также послать пожертвование в память усопшего монастырям.
5. Многие думают, что сорокоуст можно заказывать не раньше, чем через три дня по смерти, или только после отпевания. Так ли это?
Сорокоуст должен начаться как можно раньше, когда душе особенно нужна молитвенная помощь. Она и всегда необходима, а особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям, но более же всего — в первые три дня. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, и благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.
6. Свечница в храме отказалась принять прошение о сорокоусте по усопшем — крещеном, но неверующем и невоцерковленном, сказав, что о таком человеке нельзя подавать на сорокоуст и можно лишь заказать чтение о нем Псалтири. Права ли она?
К сожалению, мы имеем здесь дело с той печальной ситуацией, когда свечница берет на себя функции Высшего судии. На сорокоуст можно подать о любом крещеном человеке, если только он не ушел из жизни самовольно или не был отъявленным богохульником, то есть грешен смертным грехом — хулой на Духа Святаго. Во всех остальных случаях следует положиться на милосердие Господне. «Участь отшедших не считается решенною до всеобщаго суда, — говорит святитель Феофан Затворник. — Дотоле мы никого не можем считать осужденным окончательно и на сем основании молимся, утверждаясь надеждою на милосердие Божие».
7. Для чего над усопшим читают Псалтирь?
Обычай читать или петь псалмы у гроба усопшего идет из глубокой первохристианской древности. По свидетельству Предания, апостолы три дня провели при гробе Божией Матери в псалмопении. «Апостольские постановления» предписывают: «Погребая умерших, износите их с псалмами». У нас утвердился обычай при гробе архиереев и иереев, как проповедников и служителей Евангелия, читать Святое Евангелие, а при гробе диаконов и всех остальных усопших православных читать Псалтирь.
Слово Божие проникает в самую глубину души человеческой. Потому чтение его всегда плодотворно, как для тех, за кого и ради кого оно читается, так для самих читающих. С одной стороны, оно является сильнейшей помощью и утешением со стороны живущих душе умершего, которая в эти дни, по учению Православной Церкви, проходит страшные мытарства. С другой стороны, оно может служить столь же сильным утешением для живых, скорбящих о разлуке с дорогим усопшим, о своем сиротстве. Поэтому заслуживает всякого поощрения существующий во многих местах обычай просить священнослужителей, иноков в монастырях или благочестивых мирян, имеющих подобный навык, — читать Псалтирь в память усопших. И очень хорошо присоединить к этому подачу милостыни за поминаемых.
8. Могут ли читать Псалтирь сами поминающие?
И могут, и даже должны. Недавно у одной женщины умер муж. Он упал бездыханным на землю, едва выйдя из дома. По счастью, жене сразу же сообщили о случившемся. Вызвали «скорую», и, пока она ехала, эта женщина стояла около мужа на коленях и читала Псалтирь... Она знала, что душа его слышит.
«Для поминаемых, — пишет святитель Афанасий (Сахаров), — это будет еще более утешительно, ибо свидетельствует о любви и усердии к ним их живых собратий, которые сами, ЛИЧНО хотят потрудиться в память их, а не заменять себя в труде другими. Господом подвиг чтения будет принят как жертва за поминаемых. И, наконец, сами читающие Псалтирь получат от слова Божия и великое утешение, и великое назидание, чего они лишаются, поручая это доброе дело другим и сами чаще всего даже не присутствуя при нем».
Это до революции, когда было много неграмотных, Псалтирь чаще всего заказывали, а сейчас лучше почитать ее самим, хотя бы и на русском языке, если церковнославянский текст недоступен.
«Но наша беда, — говорит проф. Московской Духовной академии А.И. Осипов («Посмертная жизнь души»), — состоит в том, что мы часто ограничиваемся лишь внешней стороной поминовения: панихиды, сорокоусты, записки, свечи и т. д. Хотим без труда над собой вынуть рыбку из пруда. … Если у меня много денег — так хоть во все монастыри пошлю, в храмы, всем батюшкам и матушкам! И это называется — я помолился. Там кто-то вместо меня помолится, а я при этом палец о палец не ударю, чтобы ради любимого (!) родного хотя бы чуть-чуть воздержаться от гнева, злословия, осуждения, чревоугодия и проч., понудить себя к исповеди и Причащению, к чтению Слова Божия, Святых Отцов, к помощи нуждающимся, больным и т. д. Мы ведем себя как типичные язычники, в результате чего все дары наши в монастыри и храмы оказываются бесплодными».
9. В чем заключается особый смысл псалма 90-го?
Этот псалом имеет не только «заупокойное» значение, его всегда читают, например, на Часах перед Божественной литургией. Но он входит важной составляющей частью и в состав Последования по исходе души от тела. Вот что пишет об этом псалме греческий богослов, профессор Николай Василиадис («Таинство смерти»):
«Этот исполненный покаяния псалом, центральная идея которого: “Если Бог за нас, кто против нас?” (Рим. 8:31), — отличается возвышенностью мыслей и горячей верой, полностью отвечая целям Последования. Содержание псалма диалектично. В первых стихах (1–13) запечатлены слова души, которая, разлучившись с телом и направляясь к Небесным Обителям, подвергается суровой проверке и жестоким нападениям со стороны злых духов. Последние с неимоверным злорадством припоминают душе ее прегрешения, пытаясь силой удержать ее. Но душа, укрепляясь надеждой на Всевышнего, прибегает к Его помощи. Она верит, что Он спасет ее от хитрых сетей «охотников» и их коварства, что Господь укроет ее под сенью Своей истины от их наветов и обвинений, оградит ее от диавола и пошлет ей в этот решающий час Своих светлых Ангелов, дабы охранить ее от всех опасностей.
И всему этому следует подтверждение от Бога (стихи 14–16) в том, что Он защитит и спасет верного раба Своего, примет горячую его молитву, что в этот страшный час избавит и прославит его и “долготою дней” насытит его, чтобы жить ему рядом с Богом вечно. Этот боговдохновенный псалом, который почитается “злоотгонительным”, звучит как приветствие христианской душе, которая, прожив благочестиво и теперь разлучаясь с телом, возлагает все надежды свои на человеколюбивого и милосердного Небесного Царя».
ПОСЛЕДНИЕ ПОЧЕСТИ
10. Почему телу умершего христианина необходимо отдавать всяческие почести? Ведь, казалось бы, это только бесчувственный труп?
В последних почестях, и особенно в обряжении покойника, когда его представляют в благоприличном виде, заключен глубокий символический смысл, имеющий корни в Евангелии, в особенности в повествованиях о погребении многострадального тела Спасителя Христа (Мф. 27, 59-60; Мк. 15, 46; Лк. 23, 53; Ин. 19, 40). Эти труды сострадания сопряжены с душевными потребностями человека и отражают древнюю церковную традицию.
Церковь приняла на себя заботы о покойных не только потому, что любит человека, чтит тело человеческое и уважает его освященность (именно по причине этой освященности Церковь всегда была против кремирования), но и потому, что Пречистое тело Господа приняло такие почести от двух достойных и благочестивых мужей — Иосифа и Никодима.
Так, св. Епифаний, епископ Кипрский, обращаясь в одном из своих Слов к праведному Иосифу Аримафейскому, который вместе с Никодимом удостоился чести совершить погребение тела Христова, говорит:
«Разве не трепетал ты, прикасаясь к Тому, перед Кем трепещут даже Херувимы, держащие Его на своих руках? И с каким же страхом ты вообще осмелился снять льняные пелены с этого Божественного тела? Не опускал ли благоговейно глаз? Не трепетал ли, взирая на открывшееся тебе естество тела Божия, которое превыше всякого естества? Скажи мне, о Иосиф, как погребал ты Того Покойника, обратив к востоку лицо Его, Того, Кто Сам есть Восток Востоков? Не закрыл ли своими перстами очи Иисуса, Который Пречистыми перстами Своими отверз зрение слепцу? Не сомкнул ли уста Тому, Кто отверз уста глухонемому? Не скрестил ли ты руки Тому, Кто исцелял отнявшиеся руки? И сложил ли ты, как принято при погребении, ноги Того, Кто даровал недвижным ногам способность ходить? Не возлил ли ты миро на Того, Кто Сам есть небесное Миро и Кто излил Себя и освятил мир? Не омыл ли ты водою тело Господа, Который всех омыл и всем даровал очищение? И какие же свечи возжег ты Тому, Кто есть Свет Истинный, просвещающий всякого человека? И, наконец, какие же погребальные гимны были воспеты Тому, Кто непрестанно воспеваем всем ангельским сонмом?».
11. Известно ли, как заботились об усопших ранние христиане?
Последние заботы о покойных с самого начала считались у христиан столь святым делом, что они стремились печься даже об умерших от заразных болезней. Вот что пишет историк Евсевий Кесарийский: «Они (т. е. христиане) принимали тела святых на распростертые руки и прижимали их к груди, отерев глаза и закрыв рот, несли на своих плечах и не могли от них оторваться, обнимая; омыв, заворачивали в красивые покровы, а вскоре им уделяли те же заботы: оставшиеся в живых всегда следовали за теми, кто скончался до них».
В этом же духе выдержано письмо святителя Василия Великого правителю Севастии. В Севастии скончался некий воин, и его родственникам сообщено было об этом в Александрию, с тем чтобы они приехали и перевезли его туда для погребения. Святитель одобряет предстоящее верующим далекое и опасное путешествие, полагая эти действия правильными и необходимыми. Поэтому он ходатайствует перед правителем, чтобы перенесение тела в Александрию было совершено за счет «общественного иждивения».
Последний раз редактировалось: Юлия Дятлова (Чт Мар 13, 2014 4:21 pm), всего редактировалось 1 раз(а)
Вт Апр 18, 2023 1:38 am автор Саша
» Курс "Терапевт Божественного Выравнивания тела"
Сб Авг 13, 2022 4:34 pm автор Юлия Дятлова
» Божественное выравнивание тела - Что Это?
Сб Май 07, 2022 5:03 pm автор Юлия Дятлова
» Божественное выравнивание тела Красноярск и онлайн
Сб Май 07, 2022 5:01 pm автор Юлия Дятлова
» Рэйки и медицина
Пт Апр 29, 2022 12:45 am автор Юлия Дятлова
» Открыта запись на годовые расклады во время святок.
Пн Дек 28, 2020 10:39 am автор Юлия Дятлова
» Лечение животных (авт. Ymsir)
Вт Дек 08, 2020 1:31 pm автор Хельга
» Симорон-ПРИКАЗ №27-исполняем желанья!!!!!!!
Вс Окт 25, 2020 12:32 am автор iris_ska
» Сон - Пир Богов
Пт Авг 07, 2020 12:53 pm автор Бастит
» Денежный став "Золотой дракон" авт.Arkadiya
Пн Сен 30, 2019 2:33 pm автор frtgy
» Подскажите став для усмирения и помощи в дрессировке собаки
Ср Июл 10, 2019 3:45 am автор Veron
» Создаём эфирные руки
Чт Июн 13, 2019 3:08 pm автор Irina
» Всё что может пригодится!
Пн Июн 10, 2019 12:26 pm автор kogan78
» Обязательно к прочтению!
Чт Май 16, 2019 5:22 pm автор bheirf
» Юлия Дятлова Почему меня давно нет на форуме?
Пн Май 13, 2019 10:14 am автор Юлия Дятлова
» Темы без картинок
Вс Май 12, 2019 7:15 pm автор _Сергей_
» Став для развития ясновидения авт. Дмитрий
Вс Май 12, 2019 6:56 pm автор _Сергей_
» Лесное Рэйки
Пн Апр 01, 2019 4:49 pm автор Ashlesha IX
» Рунические формулы на привлечение клиентов.
Чт Мар 28, 2019 7:07 pm автор Mikhail68
» Ваши визиты к целителям, гадалкам, экстрасенсам. личый опыт.
Чт Мар 14, 2019 1:50 am автор Кристина Макарова
» Интуиция 4
Пн Мар 11, 2019 10:01 pm автор Учулия
» Флудилка рунологов.
Пн Мар 11, 2019 6:12 pm автор Учулия
» Его мысли. Его чувства. Его намерения
Вс Фев 10, 2019 7:15 pm автор Хартахана
» Гадание на будущего мужа. Какой он будет муж?
Вт Фев 05, 2019 9:57 pm автор Хартахана
» Магические услуги
Вт Фев 05, 2019 4:29 am автор Progulshik
» Как он ко мне относится / Я глазами любимого
Чт Янв 31, 2019 3:04 am автор Хартахана
» Диагностика отношений в паре
Пт Янв 25, 2019 5:02 pm автор Хартахана
» Рождественское гадание на желание
Сб Янв 12, 2019 2:44 am автор Хартахана
» Любит ли он меня? / Его чувства / Его намерения
Вт Янв 08, 2019 6:51 pm автор Хартахана
» Уроки Ясновидения
Пн Янв 07, 2019 11:17 pm автор stark